Институт семьи в античную эпоху

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Институт семьи в античную эпоху

    Брянский Государственный Университет

    имени академика И.Г.Петровского

    Выполнила Сенькова Ирина

    факультет иностранных языков

    I курс гр.106

    г.Брянск, 2006 г.

    ПЛАН

    TOC o "1-3" h z

    Введение

    PAGEREF _Toc137198421 h

    Права, привилегии и обязанности членов греческого рода

    PAGEREF _Toc137198422 h

    Счет происхождения только по мужской линии

    PAGEREF _Toc137198423 h

    Обязанность не вступать в брак в пределах рода, за исключением особых случаев

    PAGEREF _Toc137198424 h

    Право усыновлять в род чужих

    PAGEREF _Toc137198425 h

    Право избирать и смещать вождей

    PAGEREF _Toc137198426 h

    Наследование имущества и взаимная обязанность отмщения обид

    PAGEREF _Toc137198427 h

    Близкородственные и кровные связи членов одного рода

    PAGEREF _Toc137198428 h

    В доме афинянина (в V в до н.э.)

    PAGEREF _Toc137198429 h

    Семейное право в древнем Риме (на примере Институции Гая)

    PAGEREF _Toc137198430 h

    О законности брака

    PAGEREF _Toc137198431 h

    Браки с иностранцами

    PAGEREF _Toc137198432 h

    Дети, рожденные в смешанных браках

    PAGEREF _Toc137198433 h

    Правила усыновления и права усыновленных

    PAGEREF _Toc137198434 h

    Случаи установления опеки и отстранения от опеки

    PAGEREF _Toc137198435 h

    Заключение

    PAGEREF _Toc137198436 h

    Список использованной литературы:

    PAGEREF _Toc137198437 h

    Введение

    Термин "античность"

    происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней

    Греции

    и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого

    культурно-исторического

    явления,

    не

    могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств:

    с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э.

    - гибели

    римской

    империи

    под ударами варваров.

    Общими для античных государств были пути социального

    развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма про­изводства. Общей, конечно со своими особенностями, была их

    цивилизация с похожим историко-культурным комплексом (религия и мифология, наука и художественная культура и т.д.).

    Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали

    почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Это не

    отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.

    Важную роль в жизни каждого античного государства играло законодательство, которое регламентировало практически все стороны общественной жизни. В предлагаемой работе я попытаюсь

    рассмотреть один из важных и основных аспектов жизни античного общества, регулируемого законами: институт семьи.

    Невозможно в одной работе рассмотреть и сравнить условия существования семьи во всех античных государствах. Поэтому я ограничусь рассмотрением семейных обычаев в

    условиях древнегреческого и древнеримского государств.

    Основной единицей социальной системы древней Греции был род.

    В качестве такового род, естественно, должен был стать центром общественной жизни и деятельности. Он был организован в виде общественной единицы с архонтом, или вождем и

    казначеем, владел, в известной мере, общими землями, общим кладбищем и общими религиозными обрядами. Помимо того, существовали права, привилегии и обязанности, которые род давал или

    налагал на всех своих членов. В роде получила свое происхождение религиозная деятельность греков, распространившаяся затем на фратрии и достигшая своего высшего развития в

    периодических празднествах, общих всем племенам.

    Права, привилегии и обязанности членов греческого рода могут быть сформулированы следующим образом:

    Общие религиозные обряды.

    Общее кладбище.

    Взаимное право наследования в имуществе умерших членов.

    Взаимная обязанность помощи, защиты и отмщения обид.

    Право вступать в брак в пределах рода с осиротевшими дочерьми и наследницами.

    Владение общей собственностью, с собственным архонтом и казначеем.

    Счет происхождения только по мужской линии.

    Обязанность не вступать в брак в пределах рода, за исключением особых случаев.

    Право усыновлять в род чужих.

    Право избирать и смещать своих вождей.

    Рассмотрим подробнее лишь некоторые пункты.

    Счет происхождения только по мужской линии

    Нет никакого сомнения, что порядок был действительно таков, ибо это доказывается их генеалогиями. Потомки по мужской линии носят фамильное имя и образуют род в полном смысле

    этого слова, но род разрозненный, так что связаны между собой только ближайшие родственники. Женщины теряют с замужеством фамильное имя и переходят со своими детьми в другую семью.

    Например, Диоген Лаертский говорит, что "Аристотель был сыном Никомаха... а Никомах происходил от Никомаха, сына Махаона, сына Эскулапа". Если даже высшие члены этого ряда были

    мифическими, то все же самый способ обозначения происхождения показывает род данного лица. Сюда же относится следующее указание Германца, основанное на авторитете Исея: "Каждый

    новорожденный зачислялся во фратрию и клан своего отца". Зачисление в род отца показывает, что дети принадлежали к его роду.

    Обязанность не вступать в брак в пределах рода, за исключением особых случаев

    Эту обязанность можно вывести из последствий брака. Женщина с замужеством теряла право на участие в религиозных обрядах своего рода и приобретала то же право в роде мужа. Это

    правило оказывается настолько всеобщим, что прямо указывает на обычай заключения брака вне своего рода. "Девственница, покидающая дом своего отца, - замечает Ваксмут, - перестает быть

    причастной к родительскому жертвенному очагу и входит в религиозную общину своего мужа, что и освящает узы брака". Включение жены в род мужа устанавливает и Германн: "Каждая

    новобрачная, будучи гражданкой, зачислялась в силу этого во фратрию своего мужа". Однако, мало вероятно, чтобы брак прекращал всякую связь замужней с ее родом, и жена, несомненно,

    продолжала считаться принадлежащей к роду своего отца.

    Запрещение брака в пределах рода имело безусловный характер. Но из этого правила делались исключения в отношении наследниц, о чем я скажу немного ниже.

    Право усыновлять в род чужих

    Это право осуществлялось только в позднейшее время, по крайней мере, в семьях, но осуществление его было соединено с публичными формальностями и, несомненно, было ограничено

    особыми случаями. Чистота родословной приобрела в аттических родах весьма крупное значение, что, без сомнения, ставило серьезные препятствия к осуществлению этого права, разве бы на

    то имелись основательные причины.

    Право избирать и смещать вождей

    Это право, вероятно, существовало у греческих родов. Найти удовлетворительного описания положения этой должности не удалось. Точно известно, что каждый род имел своего архонта -

    это было обычное название вождя. Свободн...


    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код




© 2009-2015 Все права защищены