Состояние развития различных форм мышления у младших школьников

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Состояние развития различных форм мышления у младших школьников

    Untitled
    Введение
    Глава 1. Особенности развития различных форм мышления у младших
    школьников
    §1. Мышление
    Общее понятие мышления
    Мыслительные процессы
    Особенности мышления младших школьников
    §2. Формы мышления
    Формы мышления
    Развитие форм мышления у младших школьников
    Глава 2. Экспериментальная часть
    §1. Диагностика (изучение мышления и интеллекта)
    §2. Анализ результатов
    Заключение
    Список литературы
    Введение
    Мышление - верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие
    человека.
    Аристотель
    Мышление является формой человеческого познания. В Российской
    педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений
    действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях»
    Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в
    мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника - это «обобщенное, осуществляемое посредством
    слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира».
    В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического
    развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте - памяти.
    Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее
    совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте? Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причём
    мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного
    возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
    Актуальность темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка усвоение новых знаний, новых представлений об
    окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста
    формах.
    Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех
    остальных психических процессов, т. е. по словам Д. Б. Эльконина «Память становится мыслящей, а восприятие - думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с
    развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.
    Как показывают многочисленные исследования учёных, в том числе Л. С.
    Выготского, развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста важнейших новообразований:
    рефлексии, которая преображает не только познавательную деятельность
    учащихся, но и характер их отношения к окружающим людям и самим себе, произвольности и способности к саморегуляции.
    Уровень сформированности мышления служит показателем умственного
    развития ребёнка. По мнению Л. В. Занкова такими показателями служат:
    -доказательность мышления;
    -критичность;
    -гибкость мышления.
    З. И. Колмыкова добавляет к ним:
    -экономичность;
    -самостоятельность мышления.
    Цель данной работы -рассмотреть состояние развития различных форм мышления у младших школьников, провести диагностику уровня развития мышления и проанализировать результаты
    Задачи:
    Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме
    исследования
    Изучение особенностей мышления младших школьников.
    Объект исследования: мышление детей младшего школьного возраста
    Предмет исследования: развитие форм мышления у детей младшего школьного возраста.
    Методы исследования: изучение психологической, педагогической и методической литературы, статистическая обработка результатов эксперимента
    Глава 1. Особенности развития различных форм мышления у младших школьников
    §1. Мышление
    1.1.
    Общее понятие мышления
    Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и
    отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и
    отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид
    умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
    Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что
    человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные
    чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления -
    его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и
    проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
    Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение
    относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям) . Но там она всегда
    ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения,
    выраженные словом.
    Мышление - высшая ступень познания человеком действительности.
    Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация.
    Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед
    человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только
    теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и
    обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.
    Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем,
    которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная
    деятельность, как правило, - деятельнос...


    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код




© 2009-2015 Все права защищены