Содержание профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Содержание профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова
    Кафедра педагогики и психологии начального и дошкольного образования
    Студент
    III курса
    факультета начального образования
    очного обучения
    специальность «Педагогика и методика начального образования»
    Ползунов Артём Евгеньевич
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    Содержание профессиональной компетентности
    будущего учителя начальных классов
    Научный руководитель –
    доцент кафедры ПиПНиДО, кандидат педагогических наук
    Витковская Ирина Михайловна
    Псков
    2005
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение
    Теоретические основы профессиональной компетентности и компетенции учителя
    Содержание профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов
    Заключение
    Список литературы
    Приложение 1:
    «Опрос преподавателей»
    Приложение 2:
    «Анкетирование 33 группы»
    Приложение 3:
    «Анкетирование 43 группы»
    Приложение 4:
    «Анкетирование 54 группы»
    Приложение 5:
    «Результаты анкетирования 33, 43, 54 групп»
    Приложение 6:
    «Анкетирование 41, 42 групп»
    Приложение 7:
    «Анкетирование 51, 52, 53 групп»
    Приложение 8:
    «Результаты анкетирования 41, 42, 51, 52, 53 групп»
    Приложение 9:
    «Результаты анкетирования 33, 43, 54 и 41, 42, 51, 52, 53 групп»
    Приложение 10:
    «Структура профессиональной компетентности БУНК согласно ГОС ВПО»
    Приложение 11:
    «Модернизированная структура профессиональной компетентности БУНК согласно ГОС ВПО»
    ВВЕДЕНИЕ
    В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже
    XX –
    XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала [4, с. 360].
    Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и
    социального, должна это учитывать. Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься
    о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе» [6, с. 74-75].
    Так же существенно меняется и характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе многовариативные образовательные практики требуют от педагогов умения учить детей
    способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников.
    Развитие образования делает всё более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей
    профессиональной реабилитации [9, с. 110].
    Лукьянова М.И. пишет, что потребность страны в учителях, способных занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, ещё более актуализирует проблему повышения
    профессиональной компетентности учителя. Проблема эта приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации и гуманитаризации образования, перестройки
    учебно-воспитательного процесса [5, с. 56].
    Изучая психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме компетентности (профессионализма) педагога, перед нами встала проблема содержания
    профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов (далее БУНК).
    В ходе работы мы поставили перед собой цель выявить профессиональные компетентности и компетенции БУНК, соответствующие Государственному образовательному стандарту высшего
    профессионального образования (далее ГОС ВПО).
    С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:
    В ходе нашего исследования мы планируем воспользоваться теоретическими (анализировать литературу) и диагностическими (анкетирование преподавателей и студентов) методами.
    В качестве опытно-экспериментальной базы мы намерены использовать работу с преподавателями и студентами факультета начального образования (далее ФНО) ПГПУ.
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ
    В этой главе
    мы рассмотрим различные взгляды на проблему критериев определения компетентности и компетенции. Так же мы предложим различные классификации профессиональных
    компетентностей и компетенций будущих педагогов и БУНК в частности.
    I.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ»
    В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 – начале 1970-х гг. в западной, а в конце
    1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление – компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного
    определения понятий «компетентность» и «компетенция». Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Мы постараемся изложить несколько таких гипотез.
    Наиболее известным учёным в данном вопросе является почётный профессор Эдинбургского университета, доктор Джон Равен. Он определяет компетентность как специфическую способность,
    необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а
    также понимание ответственности за свои действия [7, с. 6].
    В других исследованиях, наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция
    », которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одни отождествляют его с понятием «компетентность», другие – выделяют его как самостоятельную структуру.
    Авторы толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова впервые пытались доказать различия между понятиями компетентность и компетенция
    : «Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».
    По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
    Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя. Компетентность учителя трактуется как способность личности
    на разном уровне решать различные типы педагогических задач.
    В исследовании Татьяны Михайловной понятие профессиональная компетенция
    учителя трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как
    мотивационных, так и деятельностных [9, с. 110-111].
    Введенский В.Н. считает, что целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие
    широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. Однако он подчёркивает то, что ещё часты случаи отождествления рассматриваемого
    понятия с понятием «компетенци...


    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код




© 2009-2015 Все права защищены