Методы поиска и исследований в преподавании физики
Дисциплина: ПедагогикаТип работы: Реферат
Тема: Методы поиска и исследований в преподавании физики
Научить учащегося всему , что понадобится в жизни , невозможно , но можно и нужно
научить его самостоятельно добывать знания , научить уметь их применять на практике , работать с книгой.
Известно, что знания постоянно должны пополняться , что на уроке не только передать
их , но и сформировать умение и потребность учиться , черпать сведения из разнообразной литературы , в первую очередь , из учебника.
Первое , что необходимо сделать , чтобы поднять эффективность , результативность
урока , я считаю , нужно увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся.
Не секрет же, на сообщение-объяснение нового материала, на устные опросы иногда
тратим слишком много времени. В итоге мало времени остается на самостоятельную работу, а работа с учеником переносится на дом.
Второе, важным условием для повышения эффективности работы является расширение
тематического диапазона каждого занятия. Не всегда оправдано дробление темы и изучение ее по частям на отдельных уроках .
Считаю ошибочным то, что мы хотим получить от своей работы сиюминутный результат :
т.е. дал сегодня урок, объяснил новый материал, а на следующее утро
уже проводим опрос. А учащиеся еще ничего не успели освоить, для этого нужно не только время, но и соответствующая работа каждого , которой еще не было.
А опыт показывает, что оправдывает себя проведение уроков в системе с многократной
проработкой учащимися всей темы на нескольких занятиях. Учебные темы нужно давать крупными блоками.
Первоначальное ознакомление происходит на первом уроке. На всех последующих тема
опять рассматривается
в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изученному
материалу, однако каждый раз приходят к нему по-новому и глубже. Это позволяет :
Воспринять единую картину изучаемых явлений.
Как следует понять, усвоить и закрепить.
3. Осознать связи между явлениями при анализе материала с разных точек зрения.
Вариант такой системы преподавания:
1 этап:
На первом занятии по теме объясняю ее содержание в целом. Урок провожу в форме лекции. Особое внимание уделяю разъяснению основного, главного.
2 этап:
В след за лекциями провожу семинарские занятия, число которых зависит от сложности и объема изучаемой темы. На этих уроках учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником,
справочником изучают материал, выполняют упражнения.
3 этап
: Практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются лабораторные работы и другие
практические работы.
4 этап
: Решение задач по теме с целью углубления и развития знаний.
5 этап:
Зачет, здесь проверяется усвоение учебного материала.
6 этап:
Завершающий урок – урок интересных сообщений – рассматривается практическое применение изученного материала.
Эту методику работы можно показать на примере любой темы программы.
Например: атом и атомное ядро.
Основные знания, которыми должен овладеть учащийся:
Понятие: атомное ядро, ядерная модель атома, ядерные силы, ядерные реакции, энергия связи ядра атома, радиоактивный распад, цепные реакции, термоядерные реакции, элементарные
частицы
Постулаты Бора
Закон радиоактивного распада
Практические применения: устройств и принципа работы ядерного реактора
Основные умения и навыки
Определять продукты ядерной реакции на основе Законов сохранения электрического заряда
и массового числа
Рассчитать энергетический выход ядерных реакций
Определять знак заряда или направления движения элементарных частиц по трекам на фотографиях
Применять знания при решениях задач
Цели воспитания
Проиллюстрировать принцип материальности мира и показать бесконечность процесса познания, показать границы применяемости теории и подчеркнуть идею относительности
знаний
Содействовать воспитанию патриотических чувств в ходе знакомства
с работами ученых (Иваненко, Курчатов,
Кельдыш, Ландау,
Арсимович,
Багов, Прохоров и многих других)
Познакомить с ролью атомной физики в Научно – техническом прогрессе, способствовать экологическому просвещению
Блок 1
Урок 1
Лекция «Модель атома Резерфорда – Бора. Испускание и поглощение света атомами. Спектры лазер»
Урок 2
Семинарское занятие: Модель атома. Постулаты Бора
Урок 3
Спектры испускания и поглощения.
Происхождение линейчатых спектров
Урок 4
Практикум. (Просмотр фрагментов,
р наблюдение спектров)
Урок 5
Решение задач.
Урок 6
Зачет
Модель атома Резерфорд – Бора
Спектры испускания и поглощения. Происхождение линейчатых спектров
Блок 2
Лекция.
Протонно – нейтронная модель ядра атома. Ядерные силы энергетический выход ядерных реакций
Семинарское занятие: Строение ядра атома, изотопы, энергия связи ядра атома
Решение задач
Зачет по теме: Строение ядра, изотопы, энергия связи ядра.
Блок 3
Лекция: Радиоактивность. Свойства радиоактивных излучений. Радиоактивные превращения. Законы радиоактивного распада.
Семинарское занятие: Радиоактивность, излучение и их свойства
Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц
Практикум. Опыты, наблюдения. Устройство и действие приборов
Зачет.
Радиоактивность.
Методы регистрации заряженных частиц
Блок 4
Лекция: Деление ядра урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.
Семинарское занятие: Цепная реакция. Термоядерные реакции. Успехи, перспективы. Экологические и нравственные проблемы развития энергетики.
Решение задач
Зачет: Цепная реакция. Термоядерная реакция. Проблемы развития ядерной энергетики.
Блок 5
Лекции: «Элементарные частицы
и их свойства»
Подготовка и контрольная работа. Повторение
Контрольная работа
Урок интересных сообщений
Лазер и его применение. Роль советских ученых в создании квантовых генераторов
Радиоактивные изотопы и их использование
Рассмотрим более подробно каждый тип урока:
Лекция – Это развернутое изложение материала
Цель – общий обзор темы: основных явлений, законов, теорий.
На этом уроке дважды объясняю материал;
сначало кратко ознакомлю с главным и планом лекции , затем – подробно. Привлекаю внимание к учебнику, даю общую ориентировку, связываю новое с ранее изученным. При
первоначальном объяснении ученики только слушают, благодаря этому они не рассеивают внимание на ведение записи, не теряют логическую нить.
На вторую часть урока уходит 40 минут. В конце урока я еще раз повторяю содержание (8 – 9 минут)
План лекции по блоку номер три:
Открытие радиоактивности, состав радиоактивного излучения, его свойства. Биологическое действие излучений (параграф 89, 90, 104 учебника)
Радиоактивное превращение ( параграф 91)
Закон радиоактивного распада. Период полураспада, физический смысл закона (параграф 92)
Принцип решения задач (№ 1257, 1255, из
Рымкеевича)
Домашнее задание (параграф 91, 104, - составить план ответа на вопрос №3 на странице №253, дать ответ письменно).
Семинарские занятия.
(Семинар, как следует из толкового словаря – групповое практическое занятие под
руководством преподавателя.)
Все люди разные. Ученики также имеют разные инте...