Текст как явление культуры

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Текст как явление культуры

    Текст как явление культуры.

    План.

    Вступление.

    Стр.

    1. знаковые системы записи.

    Стр.

    2. Тексы и их интерпретация.

    Стр.

    3. Пример интерпретации культурного текста:

    семиотика «Медного всадника».

    Стр.

    Заключение.

    Стр.

    Список литературы.

    Стр.

    Введение.

    Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, уметь устанавливать значение используемых в ней знаках и расшифровать тексты, составленные из них. Под словом

    «текст» культурологии понимается не только письменное сообщение, но любой объект (художественное произведение, вещь, обычай и т. д.), рассматриваемый, как носитель информации.

    Текст – это культурные явления, несущие информацию и смысл.

    Каждому человеку более ли менее понятно семиотика его родной культуры. Но гораздо хуже обстоит дело с чужими культурами. Чтобы научиться улавливать значения, смысл ее знаков и

    текстов, требуется много усилий и все же редко кому удается достичь того же уровня, на котором находится

    понимание родной, знакомой с пеленок культуры. Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаковых систем.

    Поэтому знать их необходимо для понимания любой культуры.

    Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре,

    составляет ее

    семиотическое поле. В основе этого поля можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем:

    - естественные;

    - функциональные;

    - конвенциональные;

    - вербальные (естественные языки);

    - знаковые системы записи.

    Знаковые системы записи.

    Важнейшие из них – письма, системы записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем также относятся нотная грамота, способы записи танца

    и т. п. Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возникают на базе других знаковых систем – разговорного языка, музыки, танца, - и вторичны по отношению к ним.

    Изобретение знаковых систем записи – одно из величайших достижений человеческой мысли. особенно большую роль в истории культуры сыграло возникновение и развитие письменности. Можно

    сказать без преувеличения, что только ее создание позволило человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки,

    техники, искусства, права и т.п. и т. д.

    В древности письменность казалась людям удивительным чудом, поэтому ее считали даром богов. « У вавилонян письмо изобрел бог Набэ – покровитель наук и писец богов… В китайских

    легендах изобретателем письменности считался либо Фу-си – основоположник торговли, либо мудрец Цан цзе с ликом четырехглазого дракона. По представлению древних евреев, у них, помимо

    более позднего «человеческого» письма ( исход, 8,1), некогда имелось

    более древние «божественное» письмо (исход, 21,18). По исламской традиции, сам Бог был создателем письменности. С точки зрения мудрецов им был Брахма:

    считалось, именно он дал людям знание букв. Скандинавская сага приписывает ей изобретение рук Одину, а в ирландских легендах изобретателем письма является

    Огме.

    Если говорить о письменности, то необходимо заметить, что зародышем

    письменности было так называемое «предметное письмо», возникшее еще в первобытном обществе использование предметов для передачи сообщения (например, оливковой

    ветви как знак мира). К таким

    способам коммуникации прибегают иногда и более поздние времена. Но все это пока только предыстория письменности. Первой стадией ее истории было письмо в рисунках –

    пиктография. На следующей стадии возникает идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер – иероглифы. На прежней стадии создается

    алфавитное письмо, в котором используется сравнительный языковой набор письменных знаков, означающих не слова, а составляющие их звуки искусной речи.

    Аналогичным образом

    развивалась и запись музыки – нотное письмо. Сначала музыканты стали прибегать к идеографическим записям, в которых мелодия рисовалась в виде ломаной или

    волнообразной линии, а затем к использованию букв, иероглифов, и спе...


    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код




© 2009-2015 Все права защищены