Текст как явление культуры
Дисциплина: КультурологияТип работы: Реферат
Тема: Текст как явление культуры
Текст как явление культуры.
План.
Вступление.
Стр.
1. знаковые системы записи.
Стр.
2. Тексы и их интерпретация.
Стр.
3. Пример интерпретации культурного текста:
семиотика «Медного всадника».
Стр.
Заключение.
Стр.
Список литературы.
Стр.
Введение.
Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, уметь устанавливать значение используемых в ней знаках и расшифровать тексты, составленные из них. Под словом
«текст» культурологии понимается не только письменное сообщение, но любой объект (художественное произведение, вещь, обычай и т. д.), рассматриваемый, как носитель информации.
Текст – это культурные явления, несущие информацию и смысл.
Каждому человеку более ли менее понятно семиотика его родной культуры. Но гораздо хуже обстоит дело с чужими культурами. Чтобы научиться улавливать значения, смысл ее знаков и
текстов, требуется много усилий и все же редко кому удается достичь того же уровня, на котором находится
понимание родной, знакомой с пеленок культуры. Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаковых систем.
Поэтому знать их необходимо для понимания любой культуры.
Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре,
составляет ее
семиотическое поле. В основе этого поля можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем:
- естественные;
- функциональные;
- конвенциональные;
- вербальные (естественные языки);
- знаковые системы записи.
Знаковые системы записи.
Важнейшие из них – письма, системы записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем также относятся нотная грамота, способы записи танца
и т. п. Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возникают на базе других знаковых систем – разговорного языка, музыки, танца, - и вторичны по отношению к ним.
Изобретение знаковых систем записи – одно из величайших достижений человеческой мысли. особенно большую роль в истории культуры сыграло возникновение и развитие письменности. Можно
сказать без преувеличения, что только ее создание позволило человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки,
техники, искусства, права и т.п. и т. д.
В древности письменность казалась людям удивительным чудом, поэтому ее считали даром богов. « У вавилонян письмо изобрел бог Набэ – покровитель наук и писец богов… В китайских
легендах изобретателем письменности считался либо Фу-си – основоположник торговли, либо мудрец Цан цзе с ликом четырехглазого дракона. По представлению древних евреев, у них, помимо
более позднего «человеческого» письма ( исход, 8,1), некогда имелось
более древние «божественное» письмо (исход, 21,18). По исламской традиции, сам Бог был создателем письменности. С точки зрения мудрецов им был Брахма:
считалось, именно он дал людям знание букв. Скандинавская сага приписывает ей изобретение рук Одину, а в ирландских легендах изобретателем письма является
Огме.
Если говорить о письменности, то необходимо заметить, что зародышем
письменности было так называемое «предметное письмо», возникшее еще в первобытном обществе использование предметов для передачи сообщения (например, оливковой
ветви как знак мира). К таким
способам коммуникации прибегают иногда и более поздние времена. Но все это пока только предыстория письменности. Первой стадией ее истории было письмо в рисунках –
пиктография. На следующей стадии возникает идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер – иероглифы. На прежней стадии создается
алфавитное письмо, в котором используется сравнительный языковой набор письменных знаков, означающих не слова, а составляющие их звуки искусной речи.
Аналогичным образом
развивалась и запись музыки – нотное письмо. Сначала музыканты стали прибегать к идеографическим записям, в которых мелодия рисовалась в виде ломаной или
волнообразной линии, а затем к использованию букв, иероглифов, и спе...