Естественно - научная и гуманитарная культуры

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Естественно - научная и гуманитарная культуры

    Федеральное агентство по образованию
    ГОУ ВПО
    ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    Кафедра
    Философии и социологии
    Факультет
    Финансово-кредитный
    Специальность
    Финансы и кредит
    (направление)
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
    по дисциплине
    Концепции современного естествознания.
    Тема
    Естественно - научная и гуманитарная культуры.
    Студент
    ___________________
    Курс
    № группы
    Личное дело №
    _______________
    Преподаватель
    ________________________
    Пенза .
    План:
    План:
    Введение.
    1. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.
    2. Роль «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.
    3. Необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.
    Заключение.
    Список литературы:
    Введение.
    Стремление человека к познанию окружающего мира бесконечно. Одним из средств этого познания является
    естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К мировоззрению относится также социальная установка на
    понимание смысла жизни, жизненных идеалов, целей общества и средств их достижения. Мировоззрение - совокупность определенных знаний, комплекс норм и убеждений, проявляющихся в
    содержании практической деятельности. Определенный мировоззренческий и методологический подход к пониманию мира и объяснению эмпирических фактов выражает стиль мышления. Он
    включает в себя применяемые методы исследования, некоторую познавательную и социальную установку и может быть консервативным, ортодоксальным, критическим, революционным,
    конформистским,
    эклектичным
    т.д.
    Естествознание, и его отдельные отрасли являются некоторой системой взглядов на всю природу и на ее части.
    . В широком смысле слова природа - это все сущее в бесконечном
    многообразии своих проявлений, а в узком - природа обычно противопоставляется обществу. Под наукой обычно понимают сферу человеческой деятельности, в рамках которой вырабатываются
    и систематизируются объективные знания о действительности.
    Цель естествознания - раскрыть сущность явлений природы, познать их законы и предсказать на их основе новые явления,
    а также указать возможные пути использования на практике познанных законов природы.
    1. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.
    Культура - это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности
    производить и использовать.
    С помощью данного понятия обычно подчеркивают надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура - это все, что
    создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.
    Именно эта двойственность мира культуры и является, в конечном счете, основанием возникновения двух ее типов, которые принято
    называть естественнонаучным и гуманитарным. Предметная область первого - чисто природные свойства, связи и отношения вещей, “работающие” в мире человеческой культуры в виде
    естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и т.д. Второй тип культуры - гуманитарный - охватывает область явлений, в которых представлены
    свойства, связи и отношения самих людей как существ, с одной стороны, социальных (общественных), а с другой - духовных, наделенных разумом. В него входят: “человековедческие” науки
    (философия, социология, история и др.), а также религия, мораль, право и т.д.
    Естественные науки часто именуются “точными”, а гуманитарные - “неточными”. Интуитивно ясно, что как бы гуманитарные науки ни
    старались, достичь точности, строгости и доказательности наук естественных им не дано. Подобное положение давно уже служит главной мишенью для критических стрел представителей
    естествознания. Поведение природных объектов однозначно детерминировано законами природы и поэтому четко предсказуемо. Другое дело - человек, обладающий свободой воли. Нет таких
    законов в природе, которые бы однозначно предписывали человеку, по каким траекториям ему перемещаться, какой род занятий (гуманитарный или естественно научный) предпочесть или как
    свою страну обустроить. Гуманитарные науки “очеловечивают”, наполняют смыслом и ценностью холодно - безразличный к нуждам человека природный мир. И, в конце концов, что для человека
    важнее: знать, из каких клеток и тканей он состоит или в чем смысл его существования?
    Проблема различения «наук о природе» и «наук о духе»
    впервые была поставлена во второй половине XIX в. такими философскими направлениями, как неокантианство (Вильгельм Виндель-банд, Генрих Риккерт) и «философия
    жизни» (Вильгельм Дильтей). Накопленные с тех пор аргументы в пользу обособления двух типов научного знания выглядят примерно так.
    Объяснение - понимание.
    Истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются,
    интерпретируются: мера понимания, чувствования, сопереживания не может быть одинаковой.
    Генерализация – индивидуализация.
    Науки о природе – для них характерен метод “генерализующий” (выделяющий общее в вещах), а для наук о духе - “индивидуализирующий”
    (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления).
    Отношение к ценностям
    также различно у двух групп обозначенных наук. Ценность - общественная или личная значимость для человека тех или иных явлений
    природной и социальной реальности. Естественные науки добровольно принимают “диктатуру фактов”, которые должны найти свое объяснение совершенно независимо от каких бы то ни было
    предпочтений и приоритетов познающего субъекта. Умение анализировать мир в его собственной логике и законосообразности, видеть мир таким, “каков он есть сам по себе” - важнейшее
    достоинство естествознания. Гуманитарные же науки раскрывают не только то, что в социальном мире реально есть, но и то, что в нем должно быть. Поэтому ценностная составляющая знания
    оказывается существенной в основном для гуманитаристики.
    Антропоцентризм
    есть представление о центральном месте человека в мироздании в целом. Естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от него
    на своем первом этапе. Для гуманитариев же человек по-прежнему находится в центре внимания, представляет собой главную ценность и важнейший объект интереса. Гуманитарное знание
    антропоцентрично по определению.
    Идеологическая нейтральность - загруженность.
    Идеология представляет собой теоретическое знание, в котором представлен тот или иной социально-групповой интерес. Гуманитарные науки,
    в силу специфики своего предмета, невольно оказываются идеологически нагруженными. Мир природы же в естествознании не является полем столкновения противоречивых общественных
    интересов.
    Субъектно-объектное отношение.
    В области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены. В сфере же гуманитарной субъект (человек) и
    объект познания (общество) частично совпадают.
    Количество — качество.
    Естествознание, как известно, превратилось в полноценную науку с тех самых пор, как сумело оп...


    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код




© 2009-2015 Все права защищены