Античная философия классического периода

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Античная философия классического периода

    Античная философия классического периода
    План.
    Софисты и Сократ.
    Мир идеи Платона.
    Аристотель:Онтология
    и этика.
    Философия-одна из древнейших сфер духовной
    жизни.Вся многогранная культура обуславливающая различные
    цивилизации,существовавшие в прошлом и существующие в наши
    дни,в качестве
    важнеишеи
    составляющеи включает в себя ту или иную сумму философских знаний.
    Софисты появились и могли появиться только
    тогда,когда развитие греческой демократии уже сильно размыло те
    границы,которые существовали между
    сословиями.Оно таким образом
    смыло прежние каналы бытового уклада и ценностных
    установок,ранее не подвергавшихся никакой
    рефлексии.Индивид почувствовал себя уже не просто членом своего ''цеха '',а самостоятельным лицом и осознал, что
    всё,прежде принимавшееся им на
    веру,должно быть подвергнуто
    критике.Субъектом критики он считал самого
    себя.Вот это выделение
    индивида,как самостоятельной реальности и было той почвой ,на которой только и смогла появиться софистика. Во второй половине 5
    в.до
    н.э. в Греции возникло интеллектуальное
    течение,называемое
    софистикой.Слово происходит от двух
    слов:любовь и мудрость.
    Софисты способствовали дальнейшему развитию
    индивидуализма,релятивизируя всё
    то,что прежде выступало в качестве традиционных
    истин.Софисты были в Греции особым слоем осуществляющим философию связывания воедино всех остальных групп и индивидов ,не случайно политическая деятельность и подготовка
    к ней были одним из основных занятий софистов.
    Софистов справедливо называли представителями греческого
    Просвещения.Они не только углубляли философские учения
    прошлого,сколько популяризировали
    знания,распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников
    то,что уже было
    преобретено к тому времени
    философиеи и наукой.
    Софистика-учение хитроумно вести прения Софисты сделали важный шаг на пути к созданию науки о
    языке,в частности Протагор занимавшийся категориями словоизменения и синтаксисом предложения ,он заложил основы учения о
    синонимах,а
    Гиппий-граматики.
    Главным тезисом Протагора был
    следующий:Человек есть мера всех
    вещей,существующих в
    том,что они
    существуют,и
    несуществующих,в
    том,что они не
    существуют.Горгий доказывал в своих
    трудах,что бытие и небытие-суть одно и
    тоже.Отсюда делал софистический вывод о
    том,что вообще ничего не
    существует,либо существует только
    небытие.Трасимах и
    Критий скептически относились к социальной справедливости.
    Но с другой стороны софистика-это нечестный путь ведения
    споров,с помощью которого используются
    уловки,позволяющие обескуражить
    других,любой
    аргумент,лишь бы добиться поставленной
    цели.Протагор говорил
    :’’То что я думаю и есть истина’’.Софисты положили начало такой науки как аргументация.
    Софисты создали в Греции небывалый культ слова и тем самым превознесения риторики.Язык был орудием воздействия на сознание.Сразить
    противника любым аргументом-стратегия софистов.
    Софисты были первыми философами,которые за своё учение брали деньги.
    Главным противником софистов был Сократ.Это один из самых известных персонажей древнегреческой философии,чьи идеи стали предметом
    философских размышлений и дискуссий не только в Древнем мире,но и сейчас.
    Родился он в Афинах между 470 и 469гг. до нашей эры.Жизнь его была яркой,однако сложилась непросто,ибо он был сыном каменотёса и
    повивальной бабки.О Сократе мы можем узнать лишь из диалогов Ксенофонта и Платона.Мудрейший из всех ничего не написал,так как проповедовал свою философию только в устнои
    форме,полагая,что только живое слово и непринуждённый диалог смогут донести мысль до слушающего.Афиняне любили Сократа,считали его мудрецом,который победил софистов.
    По натуре это был очень добрый человек.Расхаживая в заплатанном плаще по площади,он любил затевать разговоры с прохожими.И когда его спрашивали почему
    ты,Сократ,ходишь босой и в таком одеянии ,он отвечал:,,Вы живёте для того,чтобы есть,а я ем для того,чтобы жить’’.Казалось бы,какой простой ответ,но сколько в этих словах
    мудрости!
    Сократ учил,что есть обязательные для всех неписанные моральные законы,но овладеть нравственностью удаётся лишь
    немногим,которые смогли этому научиться и следовать получённым знаниям .Добродетель,высшее и абсолютное благо,составляющие цель человеческой жизни,ибо только она даёт счастье.
    Люди же часто заблуждаются и поступают безнравственно потому,что просто не знают,что добро,а что зло.Добродетель
    неотделима от знания,как неотделима и от счастья.Однако Сократ не обещал своим ученикам,что раскроет им истину,ведь он сам говорил о себе:,,Я знаю что ничего не знаю’’.Он лишь
    предлагал вместе,в дружеской беседе,отыскивать эту истину.Метод обучения-диалектический:путем наводящих вопросов и ответов соображения собеседника последовательно доводятся до абсурда
    и таким образом выясняется истина,отделяемая от иных,ложных суждении.Сократ исходил из того,что каждый человек уже содержит в себе знания истины,он не осознаёт её,пока предложенные
    ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собою,а следовательно,к признанию собственного невежества,сомнения же в истинности прежних суждений ведёт к самопознанию.Философ
    любил сравнивать себя с повивальной бабкой,ибо помогал родиться истине.
    Он собирал возле себя большое количество молодёжи,которая жадно внимала учениям босого мудреца,но ирония,с какой он обличал
    человеческую глупость,предрассудки,кое-кого раздражала, и в Афинах у него было много врагов.
    Ему ставили в вину
    скептическое отношение к демократическому строю Афин.А он лишь ставил перед собою цель:как добиться того,чтобы власть в государстве принадлежала компетентным
    людям.
    Итак,недовльные,подозрительные,и с опаской относившееся к Сократу,сограждане имели достаточно поводов,чтобы
    привлечь его к суду за развращение молодёжи и за беззбожие и обречь великого философа на смерть.
    Софисты научили греков рассуждать,но прочная духовная основа была утрачена людьми образованными таким
    образом:вместе с традицией пали и духовные ориентиры.Каждый сам начинает устраивать себе ориентиры, в зависимости от своих нужд.
    Всё относительно,мы свободны резать или не резать,убивать или не убивать.И народ почувствовал опасность
    такой субъективной свободы.
    Первым человеком,который осознал противоречие был Сократ.Он размышлял:Что есть подлинная свобода?Это
    свобода,которой дирижирует не рассудок,а разум.Произвол-это формальная свобода,имеющая бесконечное единое Основание,а не множество конечных оснований,хотя бы и очень большое
    множество.
    В диалоге,,Хармид” Сократом поставлена проблема :поиск целомудрия в отличии от многомудрия и суемудрия
    софистов.Софистический рассудок не только не видит единого содержания,но и утверждает,что целомудрия нет,что истина не существует.
    Софисты всегда имеют свой субъективный интерес.Для разумномыслящего нет субъективного интереса.
    Сократ никогда за своё учение не брал денег,т.к. в этом случае размышление стало бы средством,а не целью.Вот за это он
    критикует софистов.
    Резюме:принцип философии Сократа почти софистический:человек е...


    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код




© 2009-2015 Все права защищены