Интеллект
Дисциплина: ФилософияТип работы: Реферат
Тема: Интеллект
Реферат ИНТЕЛЛЕКТ Отношение взаимодействия человека с окружающим миром содержит в своём интенсивном развитии три ступени. Согласно этим ступеням в каждом человеке существуют следующие
формообразования его духа: 1. Наше непосредственное чувственное единство (слитность) с внешним миром даёт нам наличие души. 2. Осознаваемое отношение противоположности нашего Я к внешнему
миру даёт наличие сознания. 3. Содержательное деятельное единство человека с окружающим миром проявляется, собственно, как его дух, выступающий в двух формах: а) теоретической
деятельности познания – как интеллект; б) практической деятельности по преобразованию мира – как воля. Интеллект – это творческая мастерская человеческого духа. Его задача: а) производить
знания об окружающем мире, б) хранить (помнить) их, в) преобразовывать их в различные планы и проекты по переустройству мира. Интеллект и деятельность познания представляют собой одно и
то же. Все интеллектуальные способности человека – созерцание, представление, воображение, память, мышление – не имеют никакого самостоятельного значения вне деятельности познания и
выступают лишь в качестве её рабочих моментов. Сам процесс познания включает в себя три последовательных этапа деятельности интеллекта: 1) созерцание, 2) представление, 3) мышление. 1.
Созерцание Начальный пункт процесса познания – акт ощущения предмета. В этом акте мы имеем непосредственное единство субъекта и объекта, человека и воспринимаемого им предмета. По полноте
и свежести ощущений данная ступень является самой богатой, но по степени их мыслительного оформления она является самой бедной. В ощущении содержится весь разум – вся совокупность
материала духа. Все наши представления, мысли и понятия … развиваются в нашем ощущающем интеллекте. Воспринимаемые нами ощущения различны. Во-первых, потому, что они приходят к нам от
различных предметов. Во-вторых, потому, что они поступают в нас через различные органы чувств: осязания, обоняния, слуха, зрения и вкуса. В силу этого каждое ощущение представляет собой
некое особенное возбуждение, отличающееся от других своим качеством и интенсивностью. Отсюда вторая ступень созерцания – проявление внимания. Поскольку ощущения различны, интеллекту
приходится проявлять к ним своё внимание. Если бы все ощущения были одинаковы, то такая форма деятельности не потребовалась бы. Но коль скоро ощущения различны, человек вынужден
воспринимать каждое из них в его особенности и, следовательно, проявлять к ним своё внимание. Те ощущения, на которые человек обращает своё внимание, становятся его внутренними чувствами.
Чувства отличаются от ощущений тем, что они появляются благодаря внутреннему отношению нашего интеллекта к воспринимаемым нами ощущениям (в форме проявления внимания), тогда как
собственно ощущения возникают у человека через его внешнее отношение к предмету. Здесь уместно было бы вспомнить те эпизоды из своего детства, когда каждый из нас впервые начал обращать
внимание на свои ощущения и тем самым стал обнаруживать их в себе в качестве чувств. Это самые первые ощущения запахов цветов, звуков полёта шмеля, разноцветья красок природы и т.д.
Конечно, все это мы воспринимали и ранее, но способность находить данный материал в себе в качестве своих собственных чувств появляется у ребёнка лишь к 4-5 годам. Третья ступень –
формирование созерцания как такового. Акт проявления внимания не только полагает ощущения в качестве различных внутренних чувств, но и обнаруживает их связанность друг с другом. Единство
этих двух моментов проявления внимания – а) различения ощущений и б) связывания их воедино даёт интеллекту созерцание в собственном смысле этого слова. Иначе говоря, созерцаемый образ
возникает из ощущений только тех предметов, на которые мы обращаем своё внимание. Превратив ощущения в чувства и соединив их в целостный образ, интеллект перестаёт нуждаться в самом
воспринимаемом предмете. Он перестаёт обращать на него внимание и тем самым подвергает его отрицанию. Через акт такого отрицания образ созерцаемого предмета отделяется от самого предмета
и превращается в представление. 2. Представление Представление – это внутренне усвоенное созерцание. В акте созерцания нам необходимо очное присутствие предмета, тогда как представление
уже не требует этого. В словах: «Я это видел» очень удачно выражена суть перехода от созерцания к представлению. То, что я видел ранее, продолжает сохраняться во мне в форме идеального
образа, хотя сам предмет я уже не созерцаю. Следовательно, я не только созерцал данный предмет в прошлом, но и в настоящее время продолжаю удерживать его образ в своём представлении.
Первая ступень представления – акт припоминания. Попавший в сферу представления образ предмета оказывается оторванным от всех тех внешних связей, в которых существует сам реальный
предмет. В силу этого данный образ принимает одиночный и случайный характер. Он подобен песчинке, случайно залетевшей в замкнутое пространство человеческой головы. Чем более свеж эпизод
созерцания предмета, тем более чётким и ярким является его образ. Но постепенно он тускнеет и стирается. Той толики внимания, которая была уделена непосредственному созерцанию предмета,
хватает лишь на то, чтобы перенести его образ в своё представление. Но попав в него и не получив от него никаких пометок, образ со временем забывается. Бесконечная череда образов
предметов, на которые мы случайно обращаем своё внимание, сохраняется в запасниках нашего интеллекта в бессознательной форме, и мы не знаем, какое множество их дремлет внутри нас. Они
время от времени всплывают в нашем представлении, но их невозможно сознательно вызвать. Чтобы мы могли вспомнить такой бессознательно сохранённый образ, требуется повторное созерцание
самого предмета. Припоминание означает совпадение образа повторно созерцаемого предмета с уже имеющимся в нашем представлении. Первый эпизод созерцания закрепляется за счёт второго,
второй – за счёт первого. Благодаря повторному созерцанию образ предмета фиксируется в нашем представлении и становится образом в собственном смысле этого слова. Вторая ступень
представления – воображение. Оказавшиеся в сфере представления человека образы предметов освобождаются от всех своих реальных связей. Благодаря этому наш интеллект получает возможность
проявлять своё воображение, т.е. проявлять способность создавать из имеющихся у него образов нечто отличное от них. Сама способность к воображению основана на схожести (тождестве) и
различии предметов. Когда их образы чем-то отличаются друг от друга, возникает материал для воображения. Вот как, например, работало воображение у одной из героинь Н.В. Гоголя,
озадаченной выбором жениха: «Если бы губы Никанора Ивановича приставить к носу Ивана Кузьмича да прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича...». Способность воображения включает в
себя: а) воспроизводящую силу, вызывающую образы предметов на поверхность нашего сознания; б) ассоциирующую силу, соотносящую образы между собой и создающую общие представления пр...