Интеллект

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Интеллект

    Реферат ИНТЕЛЛЕКТ Отношение взаимодействия человека с окружающим миром содержит в своём интенсивном развитии три ступени. Согласно этим ступеням в каждом человеке существуют следующие

    формообразования его духа: 1. Наше непосредственное чувственное единство (слитность) с внешним миром даёт нам наличие души. 2. Осознаваемое отношение противоположности нашего Я к внешнему

    миру даёт наличие сознания. 3. Содержательное деятельное единство человека с окружающим миром проявляется, собственно, как его дух, выступающий в двух формах: а) теоретической

    деятельности познания – как интеллект; б) практической деятельности по преобразованию мира – как воля. Интеллект – это творческая мастерская человеческого духа. Его задача: а) производить

    знания об окружающем мире, б) хранить (помнить) их, в) преобразовывать их в различные планы и проекты по переустройству мира. Интеллект и деятельность познания представляют собой одно и

    то же. Все интеллектуальные способности человека – созерцание, представление, воображение, память, мышление – не имеют никакого самостоятельного значения вне деятельности познания и

    выступают лишь в качестве её рабочих моментов. Сам процесс познания включает в себя три последовательных этапа деятельности интеллекта: 1) созерцание, 2) представление, 3) мышление. 1.

    Созерцание Начальный пункт процесса познания – акт ощущения предмета. В этом акте мы имеем непосредственное единство субъекта и объекта, человека и воспринимаемого им предмета. По полноте

    и свежести ощущений данная ступень является самой богатой, но по степени их мыслительного оформления она является самой бедной. В ощущении содержится весь разум – вся совокупность

    материала духа. Все наши представления, мысли и понятия … развиваются в нашем ощущающем интеллекте. Воспринимаемые нами ощущения различны. Во-первых, потому, что они приходят к нам от

    различных предметов. Во-вторых, потому, что они поступают в нас через различные органы чувств: осязания, обоняния, слуха, зрения и вкуса. В силу этого каждое ощущение представляет собой

    некое особенное возбуждение, отличающееся от других своим качеством и интенсивностью. Отсюда вторая ступень созерцания – проявление внимания. Поскольку ощущения различны, интеллекту

    приходится проявлять к ним своё внимание. Если бы все ощущения были одинаковы, то такая форма деятельности не потребовалась бы. Но коль скоро ощущения различны, человек вынужден

    воспринимать каждое из них в его особенности и, следовательно, проявлять к ним своё внимание. Те ощущения, на которые человек обращает своё внимание, становятся его внутренними чувствами.

    Чувства отличаются от ощущений тем, что они появляются благодаря внутреннему отношению нашего интеллекта к воспринимаемым нами ощущениям (в форме проявления внимания), тогда как

    собственно ощущения возникают у человека через его внешнее отношение к предмету. Здесь уместно было бы вспомнить те эпизоды из своего детства, когда каждый из нас впервые начал обращать

    внимание на свои ощущения и тем самым стал обнаруживать их в себе в качестве чувств. Это самые первые ощущения запахов цветов, звуков полёта шмеля, разноцветья красок природы и т.д.

    Конечно, все это мы воспринимали и ранее, но способность находить данный материал в себе в качестве своих собственных чувств появляется у ребёнка лишь к 4-5 годам. Третья ступень –

    формирование созерцания как такового. Акт проявления внимания не только полагает ощущения в качестве различных внутренних чувств, но и обнаруживает их связанность друг с другом. Единство

    этих двух моментов проявления внимания – а) различения ощущений и б) связывания их воедино даёт интеллекту созерцание в собственном смысле этого слова. Иначе говоря, созерцаемый образ

    возникает из ощущений только тех предметов, на которые мы обращаем своё внимание. Превратив ощущения в чувства и соединив их в целостный образ, интеллект перестаёт нуждаться в самом

    воспринимаемом предмете. Он перестаёт обращать на него внимание и тем самым подвергает его отрицанию. Через акт такого отрицания образ созерцаемого предмета отделяется от самого предмета

    и превращается в представление. 2. Представление Представление – это внутренне усвоенное созерцание. В акте созерцания нам необходимо очное присутствие предмета, тогда как представление

    уже не требует этого. В словах: «Я это видел» очень удачно выражена суть перехода от созерцания к представлению. То, что я видел ранее, продолжает сохраняться во мне в форме идеального

    образа, хотя сам предмет я уже не созерцаю. Следовательно, я не только созерцал данный предмет в прошлом, но и в настоящее время продолжаю удерживать его образ в своём представлении.

    Первая ступень представления – акт припоминания. Попавший в сферу представления образ предмета оказывается оторванным от всех тех внешних связей, в которых существует сам реальный

    предмет. В силу этого данный образ принимает одиночный и случайный характер. Он подобен песчинке, случайно залетевшей в замкнутое пространство человеческой головы. Чем более свеж эпизод

    созерцания предмета, тем более чётким и ярким является его образ. Но постепенно он тускнеет и стирается. Той толики внимания, которая была уделена непосредственному созерцанию предмета,

    хватает лишь на то, чтобы перенести его образ в своё представление. Но попав в него и не получив от него никаких пометок, образ со временем забывается. Бесконечная череда образов

    предметов, на которые мы случайно обращаем своё внимание, сохраняется в запасниках нашего интеллекта в бессознательной форме, и мы не знаем, какое множество их дремлет внутри нас. Они

    время от времени всплывают в нашем представлении, но их невозможно сознательно вызвать. Чтобы мы могли вспомнить такой бессознательно сохранённый образ, требуется повторное созерцание

    самого предмета. Припоминание означает совпадение образа повторно созерцаемого предмета с уже имеющимся в нашем представлении. Первый эпизод созерцания закрепляется за счёт второго,

    второй – за счёт первого. Благодаря повторному созерцанию образ предмета фиксируется в нашем представлении и становится образом в собственном смысле этого слова. Вторая ступень

    представления – воображение. Оказавшиеся в сфере представления человека образы предметов освобождаются от всех своих реальных связей. Благодаря этому наш интеллект получает возможность

    проявлять своё воображение, т.е. проявлять способность создавать из имеющихся у него образов нечто отличное от них. Сама способность к воображению основана на схожести (тождестве) и

    различии предметов. Когда их образы чем-то отличаются друг от друга, возникает материал для воображения. Вот как, например, работало воображение у одной из героинь Н.В. Гоголя,

    озадаченной выбором жениха: «Если бы губы Никанора Ивановича приставить к носу Ивана Кузьмича да прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича...». Способность воображения включает в

    себя: а) воспроизводящую силу, вызывающую образы предметов на поверхность нашего сознания; б) ассоциирующую силу, соотносящую образы между собой и создающую общие представления пр...


    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код




© 2009-2015 Все права защищены